1867 - Богатыри

Богатыри опера БородинаОпера "Богатыри" Александра Порфирьевича Бородина была поставлена в 6 ноября 1867 года, но автор при постановке указан не был, поскольку композитор предпочел скрыть свое авторство. Александр Порьфирьевич Бородин не сознавался ни одной живой душе, даже самым близким друзьям в том, что является автором этой провальной оперы, поэтому она вошла в список его произведений только после смерти композитора.
Опера «Богатыри» сама по себе не очень обычна в классическом понимании этого жанра, её скорее можно отнести к комедии-фарсу. Да и для самого Бородина, являющегося классиком, это произведение является отнюдь не типичным, а больше похоже на пародию опер итальянских композиторов, а также на музыкальные штампы того времени.
Действие «Богатырей» происходит в сказочном «княжестве Куруханском, что на Калдык-реке». Правителем этого княжества является князь Густомысл.
 
Краткое либретто оперы "Богатыри"
В первом действии богатырь Соловей Будимирович, чужестранец, шутливо обещает Задире, сыну князя Густомысла, выкрасть «при всем честном народе» его сестру Забаву. Во втором действии Соловей действительно похищает Забаву во время торжественного жертвоприношения Перуну. Происходит кража в присутствии всего народа и самого князя, убаюканные мелодичной песенкой, они не замечают пропажи. Но вот, очнувшись от дурмана, богатыри князя Густомысла начинают собираться в поход за похитителем. Надо отметить, что в опере Бородина богатыри представлены в юмористическом, фарсовом виде. Даже Фома Беренников, предводитель богатырский, из трусости решает остаться охранять столицу.
 
Третье действие показывает терем жены Густомысла — княгини Милитрисы Кирбитьевны. Под окнами терема появляется хор «калик перехожих», которые сообщают, что на столицу наступает «несметная рать женская» во главе с богатыршею Амелфою. Фоме Беренникову ничего не остается делать, как выступить на защиту города.
 
Ключевым моментом четвертого действия является битва Фомы и Амелфы. На удивление, горе-богатырь выходит из этой борьбы победителем, прибегнув к обману и хитрости и, благодаря счастливому случаю. В самом начале боя, Фома от страха начинает жмуриться и с трясущимися ногами подкрадываться к знаменитой богатырше. Амелфа в свою очередь считает, что это чрезвычайно хитрый военный маневр и начинает ему подражать. Фома, заметив это, улучает момент и сдергивает у Амелфы с головы волшебный венец, в котором заключена вся ее женская сила.
Князь Густомысл, который прятался все время боя, вдруг выходит в момент победы и присваивает себе часть славы Фомы. Тут появляются сваты Соловья Будимировича и просят благословения у князя на брак Соловья с похищенной им Забавой. Довольный победой Густомысл, благодушно удовлетворяет эту просьбу.
Пятое действие показывает свадебный пир Соловья и Забавы, на котором собрались все персонажи оперы. Пир заканчивается всеобщим ликованием и неистовым плясом («куруханской вакханалией»).

Интересные факты
  • Музыка «Богатырей» состоит из 22 отдельных музыкальных номеров и почти непрерывно сопровождая все действие оперы. Действующие лица не всегда поют, а иногда, просто декламируют. Например, «дурацкий спич» Густомысла в последнем действии, относится к таким, чисто разговорным отрывкам и начинается обычным в те времена вступлением к либеральным речам.
  • Мусоргский продолжил пародийное направление «Богатырей», уже через месяц после премьеры оперы-фарса (в декабре 1867 года) написав вокальный памфлет «Классик», а позднее (в 1870-м году) — блестящую пародию «Раек».
  • В 1936 году режиссёр Александр Таиров возобновил оперу-фарс в Камерном театре на новый текст Демьяна Бедного. Председатель Совета Народных комиссаров СССР В.М. Молотов, посмотрев первый акт, бросил фразу «Безобразие! Богатыри ведь были замечательные люди» и демонстративно ушёл. Уже после премьеры в «Правде» всем разъяснили антинародную суть постановки, началась травля. Творческая интеллигенция откликнулась на снятие с репертуара пьесы Д. Бедного «Богатыри»
  • "Богатыри" считается единственной на сегодняшний день «русской опереттой» и прародительницей знаменитой «Вампуки»

© Оперный гид