1847 - Эсмеральда

    Опера «Эсмеральда» А.С. Даргомыжского

    Эсмеральда опера Даргомыжского«Эсмеральда» - трагическая опера в четырех действиях. Композитор – Александр Сергеевич Даргомыжский. Либретто автора. Премьера состоялась 5 декабря 1847 года в Москве. Сюжет основан на романе «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.
    Действие разворачивается на парижской площади. Среди толпы бродит Клод Фролло. Он следит за очаровательной цыганкой Эсмеральдой. Вдруг послышались крики – толпа окружила жалкого горбуна Квазимодо. Фролло спасает несчастного от толпы, но теперь ему самому грозит опасность. Появляется предводитель цыганского табора, толпа усмиряется. Клод Фролло просит главного цыгана о помощи: он хочет похитить Эсмеральду. Цыган вынужден согласиться, ведь в свое время Фролло научил его колдовству. Квазимодо тоже обещает помочь.
    Однако даже ночная тьма не помогла заговорщикам: похищение не удается. На крики Эсмеральды прибегает офицер Феб из ночной стражи. Он спасает девушку. Цыгану и Клоду Фролло удается бежать, а Квазимодо взят под арест. Толпа потешается над карликом, страдающим от жажды. Эсмеральда сжалилась над горбуном и протянула ему воды. Она простила его и попросила отпустить. Феб исполняет ее просьбу. На прощание он дает цыганке свой шарф.
    Следующая сцена происходит в доме невесты Феба, Флер де Лис. Утомленные танцами гости выходят освежиться на балкон. На улице они замечают красавицу Эсмеральду. Флер с подругами зовет девушку в дом: им очень интересна та, кого спас Феб. Эсмеральда появляется в зале, толпа заворожена ее красотой. Пылкая ревность охватывает Флер: она замечает на цыганке тот самый шарф, который когда-то она подарила своему жениху. Ее возмущению нет предела, она приказывает девушке как можно скорее покинуть дом. Феб снова становится на защиту Эсмеральды.
    Следующая сцена происходит на окраине города. Феб ожидает свою возлюбленную. Внезапно появляется Клод. Он требует, чтобы Феб оставил в покое юную цыганку. Вскоре появляется Эсмеральда, Клод снова резко исчезает.
    Цыганка и офицер, наконец, одни. Они полностью преданы и открыты друг другу. Вдруг совсем рядом мелькнула чья-то тень – кинжал Клода Фролло поразил Феба. Эсмеральда теряет сознание.
    Четвертая сцена начинается в темнице. Цыганку обвинили в убийстве офицера. Ей грозит смертная казнь. В тюремной камере появляется Клод Фролло. Он снова пытается завладеть Эсмеральдой: если она ответит на его чувства, он спасет ее от смерти. Но девушка с отвращением отталкивает безумца. Фролло, одержимый злобой, покидает темницу. Эсмеральду ведут на казнь. Многие переживают за нее: красота и молодость задевает бездушную толпу за живое… Когда пламя уже вот-вот должно охватить цыганку, откуда ни возьмись появляется Квазимодо и спасает Эсмеральду. Теперь их никто не тронет. Обычай гласит: над преступником, отдавшим себя под покровительство собора, не может быть свершен человеческий суд. Но Фролло все не унимается, он называет Эсмеральду ведьмой и говорит о том, что ее все равно необходимо сжечь. Внезапно на площади появляется Феб. Он называет имя своего убийцы и падает замертво. Рядом с ним умирает и Эсмеральда. Толпа оплакивает несчастных влюбленных.
     
     
    Опера ЭсмеральдаИстория создания
    Большая романтическая опера уже давно привлекала внимание композитора. По совету Василия Андреевича Жуковского Александр Сергеевич Даргомыжский приступил к написанию «Эсмеральды». Работа над оперой длилась около четырех лет. Пьеса была написана на французском языке, композитор по большей части сохранил авторский текст Виктора Гюго. Произведение было завершено в 1842 году. Именно тогда Даргомыжский представил ко вниманию дирекции императорских театров партитуру и собственный перевод либретто (уже на русском языке).
    Композитор надеялся увидеть свое творение в действии совсем скоро. Однако премьера постоянно оттягивалась, предполагаемый гонорар Александра Сергеевича становился все меньше. Дирекция объясняла свои действия тем, что к 1842 году по всему миру уже шла «похожая» опера: в 1835 году в немецком театре в Петербурге шла сценическая вариация оперы «Квазимодо» под названием «Парижский звонарь». Следовательно, «Эсмеральда» Даргомыжского не может отличаться оригинальностью…
    И только спустя 5 лет премьера все-таки состоялась. Лишь после третьей постановки опера была поставлена в первый разряд пьес, а автору была выплачена лишь пятнадцатая часть сбора. Но вскоре интерес публики к «Эсмеральде» значительно ослабел. На протяжении прошедших 160 лет постановки возобновлялись, но каждый раз произведению не удавалось задержаться в репертуаре театров надолго.
     
    Занимательные факты:
    • На премьере «Эсмеральды» публика вызывала композитора на сцену восемь раз. Это был уникальный случай в творческой деятельности Большого театра
    • Роман Виктора Гюго стал основой для множества опер различных композиторов: Луизы Бертен, Альберто Маццукато, Франца Шмидта и многих других. Однако ни одна из опер не смогла устоять на мировой сцене
    • В 1837 году Даргомыжский уже было принял решение написать оперу по сюжету произведения Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», но под влиянием Жуковского изменил свое решение и обратился к другому роману.
    • Именно под влиянием "Эсмеральды" Даргомыжского еще юный Мусоргский решил попробовать свои первые силы в опере. Сюжет планировался по мотивам романа "Ган-исландец", однако, композитор отказался от своей затеи, чтобы всерьез заняться композицией и написать в дальнейшем свои гениальные произведения.

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    © Оперный гид