1880 - Майская ночь

Опера Римского-Корсакова "Майская ночь"

Майская ночь опера Римского-КорсаковаЖена композитора, по совместительству его соратница, помощница и муза, еще будучи его невестой, уговаривала Николая Андреевича написать музыку к этой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Деканьки». Николай Васильевич Гоголь в кругу балакиревцев был одним из самых любимых авторов. Его искрометный юмор, жизненные, чарующе сочные жизненные сценки и типы (особенно привлекавшие Мусоргского), фантастические вкрапления, дивные, окутанные светлой романтической дымкой картины природы, а также, живой наполненный эмоциями язык — все это безусловно притягивало молодых участников кружка, оставшегося в истории под именем «Могучая кучка».
Чуть позже, когда в семье уже было трое детей, во время написания «Майской ночи» Надежде Николевне пришлось отложить все музыкальные и общественные дела и стать слушателем, правда внимательным и бескомпромиссным в оценках творений своего мужа. «Майскую ночь» композитор начал сочинять не с первой картины, хотя кое-что, в том числе мелодии озорной песни про Голову и начало гопака Каленика, как он вспоминал, «у меня уже были в голове» с лета 1877 года. Но ария Левко «Солнышко низко» (по украинской песне «Сонце низенько») и его полный тихого счастья дуэт с Ганной возникли позже.
Весной 1878 года Корсаков написал набело, прямо на партитуру, оркестровое вступление к III действию (завораживающий слушателя своей красотой музыкальный пейзаж «Украинская ночь»), любовную колыбельную, которую Левко поет своей милой («Спи, моя красавица» — песня, прославленная уже в нашем веке обаятельным исполнением Л. В. Собинова и С. Я. Лемешева), и большую фантастическую сцену Левко, Панночки и русалок.
После «Антара» и «Ольгиных аккордов» «Псковитянки» новым в творчестве Корсакова стал музыкальный образ Панночки. От его таинственных звучаний, от его хрупкой красоты и печали протянутся нити к сказочным девичьим образам многих опер композитора. Совсем нов для Корсакова был чисто гоголевский элемент комизма. Новым было, разумеется, использование украинских народных песен, введение отвергавшихся ранее балакиревцами вокальных ансамблей (больших законченных эпизодов совместного пения) и главное — общее стремление к широкой мелодичности. «Майская ночь» и в этом отношении была залогом будущего.
 
 
 
Поставлена опера была 9 января 1880 года на сцене Мариинского театра и прошла с успехом. Превосходно поняли свои роли Ф. И. Стравинский (Голова), артист и певец яркого дарования, и талантливая А. А. Бичурина (Свояченица), так что комическая сторона сильно выдвинулась вперед. Однако, опера, ставшая позднее одной из любимых у публики и певцов, в репертуаре не удержалась. «Майская ночь» была возобновлена только в 1892 году, с тем же колоритным паном Головой — Ф. И. Стравинским, отцом будущего ученика Н. А. Римского-Корсакова И. Ф. Стравинского, прославленного впоследствии автора симфонических произведений, своеобразных балетов и многих иных сочинений. Спектакли проходили на этот раз на сцене Михайловского театра, с артистами и оркестром Мариинского.
 
Интересные факты
  • При первой постановке оперы композитор считал, что совсем не удалась особенно им ценимая фантастическая сцена, проведенная, по авторитетному суждению Корсакова, «грубо и безвкусно».
  • Сухо, с явной неохотой распространяться на тему слишком личную, Римский-Корсаков писал: «Сюжет „Майской ночи" для меня связан с воспоминаниями о времени, когда жена моя сделалась моей невестой, и опера посвящена ей».
  • Надежда Николаевна Римская-Корсакова, не только отлично игравшая на рояле, но и подававшая серьезные композиторские надежды, написала на сюжет гоголевской «были» «Заколдованное место»— музыкальную картину для оркестра. Но крайне щепетильный Римский-Корсаков считал, очевидно, не совсем благовидным содействовать включению, хотя бы и талантливого, произведения жены в музыку оперы. Так «Заколдованное место» осталось неисполненным и неизданным.

© Оперный гид