1835 — «Пуритане» (I puritani)

«Пуритане» («I puritani») – опера Винченцо Беллини, написанная в трех действиях по либретто Карло Пеполи.


История создания
Пуритане БеллиниОпера «Пуритане» («I puritani») была заказом Беллини от Итальянского театра, работавшего в Париже. До этого им уже были написаны для театра Сомнамбула, Пират, Капулетти и Монтекки. И новая опера ожидалась столь же успешной. Но, текст к произведению на этот раз писал не Феличе Романи, постоянный либреттист композитора, а граф Карло Пеполи, активный политический деятель, которого композитор считал замечательнейшим поэтом.
Интересно, что сюжет оперы основан на драме французских драматургов Жака-Франсуа Ансело и Жозефа-Ксавьера Сантина «Круглоголовые и кавалеры» или «Пуритане и роялисты» (фр. «Tetes rondes et Cavaliers», 1833г.). Которая, в свою очередь, основана на историческом романе Вальтера Скотта «Пуритане» (англ. «Old Mortality или The Tale of Old Mortality») или «Повесть Кладбищенского старика», написанном в 1816 году. Но сама опера, почему-то, названа графом Пеполи «Шотландские пуритане» («I Puritani di Scozia») или «Пуритане Шотландии». 
В результате получилась английская история с итальянской формой английских имен персонажей, разворачивающаяся в одном из городов Англии – Плимуте, который расположен за сотни миль от самой Шотландии. В оибретто мало что осталось от романа В. Скотта. Действие перенесено в другую эпоху, характеры обеднены, но музыка поднимается до подлинного драматизма.
Для своей оперы Беллини сам выбрал понравившиеся ему эпизоды и сам проработал сценарий. А Пеполи, под руководством композитора, все перевел в стихотворную форму. Рекомендации к написанию и отзывы были получены от Россини, которому опера очень понравилась. 
Через восемь месяцев кропотливой работы состоялась первая репетиция, на которой оркестр и певцы стоя хлопали композитору. А уже через 19 дней, 25 января 1835 года, в Париже состоялась премьера. С первого показа опера «Пуритане» имела грандиозный успех.
 
Краткое содержание
Действие I 
На дворе XVII век. Время правления Кромвеля. Пуритане сражаются против роялистов. Вдова Карла I Энриетта в плену у лорда Вальтона — пуританского наместника. Дочь наместника Эльвира влюблена в лорда Артуро — отчаянного роялиста, хотя обручена с пуританином Риккардо. 
Во вступительных сценах идут уговоры отца разрешить Эльвире стать женой Артуро, и он соглашается. Артуро прибывает в замок со свадебными подарками. Идут приготовления к торжеству.
Вдруг приходит известие: Энриетта должна пребыть в Лондон. А это означает, что ее ждет та же участь, что и Карла. Артуро, как преданный подданный, предлагает своей королеве помощь, несмотря на то, что вечером должна состояться свадьба. 
После дуэта Энриетты и Артуро на сцену выходит группа людей, среди которых Эльвира со своим дядей Джорджо. В ее исполнении звучит веселая ария.
Счастливая Эльвира дает Энриетте фату, с просьбой показать как правильно ее носить, а сама ненадолго удаляется. Оценивая сложившуюся ситуацию, Артуро принимает решение бежать из крепости, — ведь фата может скрыть его королеве лицо. Но в тот момент, когда беглецы уже готовы исчезнуть, появляется Риккардо и вступает в схватку с Артуро, думая, что под покрывалом сокрыта Эльвира. Энриетта пытается остановить их, и с нее слетает фата. Это обстоятельство в корне меняет ситуацию. Видя, что Артуро в день свадьбы пытается сбежать с другой, Риккардо решает помочь сопернику. Звучит дуэт, а за ним терцет «Нет напрасно враг лукавый» («Ferma. In van rapir pretendi»).
Но побег скоро обнаруживается, и за беглецами посылается погоня. Все в смущении, а Эльвира, узнав о случившемся, теряет сознание. Несчастная невеста поет о воображаемом торжестве («Скорее к храму» — «Oh, vieni al tempio»), ей вторит хор, проклиная Артуро.

Действие II
Пуритане опера БеллиниСэр Джорджо, рассказывает сочувствующей толпе о признаках помешательства племянницы («О, страшное горе» — «Ah, dolor! Ah, terror»). Входит Риккардо, а затем и сама Эльвира. Звучит блестящая сопрановая ария «Здесь Артуро голос чудный» («Qui la voce sua soave»). Эльвира поет о своей любви. Но в дяде она видит отца, а в Риккардо — Артуро. Весь ее облик свидетельствует о помешательстве. Музыка усиливает образ безумия.
Сэр Джорджо уверен – без Артуро Эльвире не жить. Он убеждает Риккардо спасти Артуро. В завершение второго действия звучит их дуэт «Лишь зов трубы» («Suoni la tromba») , — это клятва быть верными пуританами.

Действие III
Мы видим Артуро, тайно проникающего в дом Эльвиры («Спасен я» – «Son salvo»). Слышна погоня, но солдаты не замечают его. За сценой раздается голос сошедшей с ума Эльвиры, звучит баллада «У источника печальный...» («А una fonta afflitto»). Подобно эху Артуро подхватывает песнь возлюбленной, а затем поет «Через горы и долины» («Согге a valle»). Он зовет любимую, и она идет к нему.
Возлюбленными исполняется довольно сложный дует «Артуро мой, ты? Ужели?» («Arturo? Si, е desso»). Артуро объясняет случившееся и уверяет Эльвиру, что она единственная его любовь. И Эльвира приходит в себя, — к ней возвращается разум.
Но вот врываются солдаты. Эльвира падает без чувств. Возвращение Артуро раскрыто, и все требуют его казни. Все, кроме дяди Джорджо и Риккардо. Звучит ансамбль «Мысль, что изменник я» («Credeasi, misera!»). 
Атмосфера накалена. Но все решает известие: Над Стюартами одержана победа! Пленники прощены! 
Эльвира приходит в чувства. Теперь они с Артуро могут быть вместе!

Интересные факты
  • Опера «Пуритане» была написана специально для четырех голосов, а если точнее для четырех певцов: сопрано – Джулио Гризи, тенора – Джованни Баттисту Рубини, баритона – Антонио Тамбурини и баса – Луиджи Лабланки, позже известных как «пуританский квартет». Сложность исполнения составляют многочисленные особенности вокальных партий, включая колоратурные арии для баритона, и высокие для тенора ноты «ре» и «фа».
  • На сегодня немногие певцы готовы повторить виртуозное исполнение этих удивительных партий. Сейчас оперу нельзя услышать, кроме как в Италии. Хотя когда-то она звучала по всему миру.
  • Опера «Пуритане» стала венцом творчества Винченцо Беллини. В ней в совершенстве воплотились все задуманные автором эмоциональные картины. Публика смогла пережить с героями всю глубину чувств, заложенных композитором не только в сценарий и либретто, но в саму музыку.
  • В России опера впервые была поставлена в Петербурге в 1840г с участием О. Петрова и А. Петровой-Воробьевой, которая исполняла партию Ричарда, написанную для баритона

 

© Оперный гид