1821 - «Волшебный стрелок» (Der Freischütz)

    Волшебный стрелок К.М.фон Вебер

     
    Der Freischütz
    Опера «Волшебный стрелок» (с немецкого «Der Freischütz», в некоторых переводах "Вольный стрелок") — сказочная пьеса в трех действиях. Композитор - Карл Мария фон Вебер. Автор либретто - Иоганн Фридрих Кинд. Премьера проходила в Берлине 18 июня 1821 года под управлением композитора.
    Сюжет основан на одноименной новелле из «Книги о привидениях» Фридриха Лауна и Иоганна Августа Апеля. Однажды, в обычной деревне шел праздник стрелка. Многие молодые люди принимали участие в соревновании. Лучшим среди них всегда был охотник Макс. Однако в этот раз он ни разу ни попал в цель. Победа была отдана богатому крестьянину Килиану, а Макс был подвергнут насмешкам. Назревает драка, но согласно древней традиции у всех появляется второй шанс отвоевать победу– совершить еще один выстрел в присутствии Оттокара (князя). Макс очень переживает из-за предстоящего выстрела. Вскоре он встречает другого охотника – Каспара. Тот показывает ему волшебные пули, с помощью которых Макс сможет попасть в нужную цель без особых трудов.
    «Лучший охотник» готов пойти на хитрость и договаривается о встрече с Каспаром в полночь в ущелье. Макс уходит, а Каспар раскрывает свой замысел: он сам когда-то отдал душу дьяволу за волшебные пули. Теперь же, чтобы освободить себя, он должен отдать сатане другую душу (взамен своей). Но все оказывается гораздо сложнее: Каспар заключает с Самиелем новый договор: дьявол даст ему семь волшебных пуль. Шесть из них попадут в цель по воле стрелка, а седьмая будет направлена в сердце Агаты (возлюбленной Макса). Так Каспар мстит девушке за то, что она его когда-то отвергла.
    Появляется Макс. Жуткая погода предвещает беду. Макс получает свои семь пуль и в воодушевлении тратит шесть из них, оставив для последнего выстрела только проклятую пулю. Тем временем невеста Макса готовится к предстоящей свадьбе, но находится в глубокой печали – она видела ночью вещий сон. Появляются девушки, преподносящие невесте цветы. Но вместо подвенечного убора Агата видит погребальный венок. Наступает момент истины – очередь стрельбы доходит до Макса. Мишенью становится голубка, перелетающая с места на место. Появляется Агата. Раздается выстрел. Магическая сила направляет пулю в Каспара! И его душа отправляется вместе с дьяволом в ад.
    Князь требует объяснений. Макс раскрывает свой замысел и кается в совершенном. Негодующий князь изгоняет Макса и разлучает влюбленных. Даже заступничество окружающих не помогает смягчить жестокую волю Оттокара. Появляется мудрый отшельник и изменяет приговор: отсрочить свадьбу молодых на один год. Народ радуется великодушному решению, все восхваляют Бога за его милосердие.
     
    История создания. Карл Мария фон Вебер обратил внимание на сюжет оперы еще в 1810 году, когда познакомился с рассказами Фридриха Лауна и Иоганна Августа Апеля. Но лишь спустя 10 лет он смог перевоплотить новеллу в оперу, как всегда значительно переработав сюжет. Пьеса завершается счастливым финалом, в то время как в рассказе главная героиня погибает от волшебной пули, ее случайный убийца теряет рассудок, а родители и вовсе умирают с горя.
    Отличительной чертой оперы являются народные сцены: они пропитаны любовью и искренностью, тонкости общественной жизни показаны глубоко поэтически, что не традиционно для оперы XVIII века. Опера «Волшебный стрелок», пожалуй, самое известное произведение Карла Марии фон Вебера.
    Премьера имела невероятный успех, и совсем скоро опера появилась на сценах театров всего мира. "Вольным стрелком" композитор проложил дорогу романтической опере на театральные подмостки, это была совершенно новая страница в истории оперы. В «Волшебном стрелке» сплавились воедино фантастика с реальностью, сказочная выдумка с народным бытом, мечта с действительностью. Музыка этой великой оперы, широкая, самобытная, щедро насыщенная песенно-танцевальным фольклором, произвела на слушателей ошеломляющее впечатление. Тридцатипятилетний композитор, живший трудной, чреватой невзгодами и лишениями жизнью профессионального музыканта, придя в один из июньских вечеров 1821 года на премьеру малоизвестным капельмейстером, вышел из театра знаменитостью. Ему рукоплескали, перед ним заискивали, его чествовали, осыпали милостями, заказами.
    Der Freischutz2Успех «Вольного стрелка» намного перерос чисто художественные рамки. Это была победа национальной оперы над оперой чужеземной. Больше того, победа национального искусства над чужеземным искусством. В Вене борьба за самобытную, национальную оперу, начатая еще Моцартом, создавшим «Похищение из сераля», а затем и великую «Волшебную флейту», и продолженная Бетховеном в его «Фиделио», с появлением «Волшебного стрелка» достигла небывалого напряжения. Именно в Вене, столице Габсбургской монархии, стоящей на перекрестке Европы, как нигде, сильны были чужеземные влияния. Тем более что здесь не только культивировалась, но и насаждалась сверху, правителями, итальянская опера. Естественно, что «Вольный стрелок» был с восторгом встречен всеми передовыми людьми, ратовавшими за народное, национальное искусство.
     
    Занимательные факты:
    • Пережив триумфальную премьеру в Берлине, «Волшебный стрелок» начал свое победное шествие по Европе. Успех оперы, докатившись до Вены, вспыхнул с огромнейшей, невиданной силой. Этому не смогла помешать даже цензура, изуродовавшая оперу варварскими купюрами. В довершение всего император Франц лично распорядился изъять эпизод отливки волшебных пуль, хотя этот эпизод – один из кульминационных в опере. Он категорически запретил стрельбу из ружья на сцене, предложив заменить ружье луком, а пули – стрелами. Так что дьявол Семиэль снабжал героя оперы охотника Макса стрелами. За них-то тот и должен был продать свою душу сатане. Музыкальная ткань оперы кромсалась буквально по живому мясу, так что композитор, услышав свое творение в Вене, пришел в ужас.
    • Бетховен, к тому времени уже живший затворником и почти совсем не бывавший в театре, познакомившись с «Вольным стрелком», призвал его создателя не делать ничего другого, а только писать и писать оперы, «именно оперы, одну за другой… не задумываясь»

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    © Оперный гид