«Сказки Гофмана» - опера в трех действиях. Композитор – Жак Оффенбах, либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви.
Премьера прошла в парижском театре «Кавальо» 10 февраля 1881 года.
Сюжет основан на трех новеллах немецкого писателя и композитора Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, а также его биографии. Действие разворачивается в нюрнбергской таверне. Муза желает заставить Гофмана отречься от любви к певице Стелле, чтобы тот посвятит всю свою жизнь только ей одной. Соперник Линдорф насмехается над чувствами писателя. Ему удалось перехватить записку Стеллы , в которой певица приглашала Гофмана на свидание в собственной гримерной. Линдорф пойдет туда сам. Гофман находит утешение в выпивке и начинает рассказ о трех историях любви из его жизни. Каждая соответствует одному акту оперы.
В «Олимпии» он влюбляется в механическую куклу физика Спаланцани.
В «Антонии» влюбляется в талантливую певицу, страдающую от загадочной болезни – во время пения боли усиливаются, девушке грозит смерть. В суматохе отец застает поющую дочь с Гофманом и пытается убить писателя, думая, что тот заставил Антонию петь. Дочь умирает, а Никлаусс (друг писателя) спасает его от гибели.
В «Джульетте» Гофман влюбляется в куртизанку. По приказу своего «благодетеля» Джульетта соблазняет писателя и крадет у него отражение. Недавно этой участи удостоился Шлемиль, также безответно влюбленный в мистическую куртизанку. Гофман убивает Шлемиля на дуэли, забирая у соперника ключи от комнаты Джульетты. Но в тех покоях он не застает возлюбленную, она уже куда-то уплыла с новым любовником.
В эпилоге писатель понимает, что со Стеллой его ждет та же неудачная судьба и покоряется музе. Стелла, узнав о том, что Гофман больше не испытывает к ней чувств, уходит с Линдорфом.

В «Олимпии» он влюбляется в механическую куклу физика Спаланцани.
В «Антонии» влюбляется в талантливую певицу, страдающую от загадочной болезни – во время пения боли усиливаются, девушке грозит смерть. В суматохе отец застает поющую дочь с Гофманом и пытается убить писателя, думая, что тот заставил Антонию петь. Дочь умирает, а Никлаусс (друг писателя) спасает его от гибели.
В «Джульетте» Гофман влюбляется в куртизанку. По приказу своего «благодетеля» Джульетта соблазняет писателя и крадет у него отражение. Недавно этой участи удостоился Шлемиль, также безответно влюбленный в мистическую куртизанку. Гофман убивает Шлемиля на дуэли, забирая у соперника ключи от комнаты Джульетты. Но в тех покоях он не застает возлюбленную, она уже куда-то уплыла с новым любовником.
В эпилоге писатель понимает, что со Стеллой его ждет та же неудачная судьба и покоряется музе. Стелла, узнав о том, что Гофман больше не испытывает к ней чувств, уходит с Линдорфом.
История создания
В 1851 году парижском театре «Одеон» поставили необычную пьесу «Сказки Гофмана». Авторы, Жюль Барбье и Мишель Карре, переработали несколько рассказов известного писателя в спектакль, где главным героем был сам писатель, а не его персонажи. Спустя несколько лет Жюль Барбье написал на основе собственной пьесы либретто и приступил к поиску композитора. Выбор пал на Жака Оффенбаха. Композитор усердно трудился над партитурой и подгонял театральную труппу в репетициях (премьера планировалась в театре «Кавальо»).
Оффенбаху удалось увидеть только черновую постановку «Сказок Гофмана» в домашней обстановке, после чего он принялся дорабатывать оперу. Композитор волновался, что не доживет до премьеры в театре – он был болен, сил оставалось все меньше. Закончить произведение Жак Оффенбах не смог – он умер от приступа удушья в 1880 году. На тот момент опере не хватало всего нескольких деталей в конце – необходимо было доработать третий акт и эпилог. Тогда за работу принялся композитор Эрнест Гиро. Он писал музыку на основе черновиков Оффенбаха. Несмотря на все старания, Гиро не успел дописать партитуру к премьере. Тогда директор «Кавальо» исключил третий акт совсем. Несмотря на то, что опера выглядела не так, как задумал ее Жак Оффенбах, его музыка и либретто Барбье сделали свое дело – «Сказки Гофмана» имели грандиозный успех. Вскоре оперу подготовили к премьерному показу в «Рингтеатре» в Вене. Но на представлении случился пожар, несколько человек погибло, а театр сгорел. Многие стали вспоминать, что «Ундина» самого Гофмана тоже привела к пожару в Берлине 60 лет назад. Среди театралов пошел слух, что произведения, связанные с Гофманом, приносят одни несчастья. Это поверье отложило предстоящие постановки «Сказок Гофмана» на неопределенный срок. Лишь спустя четверть века театр «Монте-Карло» поставил оперу. В партитуру снова внесли правки - добавили третий акт и придали опере завершенный вид. Именно эта версия стала наиболее распространенной. После премьеры в «Монте-Карло» «Сказки Гофмана» заняли прочную позицию в репертуаре многих театров мира.
Занимательные факты:

- Парижская премьера имела триумфальный успех: в первый же сезон «Сказки Гофмана» вышли на сцену 10 раз.
- Премьера в России состоялась в 1884 году в московском «Новом театре».
- Баркаролу Джульетты под названием «Belle nuit, o nuit d'amour» из третьего акта можно услышать во многих художественных кинофильмах. Кроме того, песенка Гофмана «Il etait une fois a la cour d'Eisenach» из пролога и куплеты Олимпии «Les oiseaux dans la charmille» также приобрели известность.
- После Второй мировой войны почти каждые 10 лет выходит новая версия партитуры «Сказок Гофмана». Это связано с тем, что в послевоенные годы где-то в архивах нашлись новые наброски оперы от руки Жака Оффенбаха, на основе которых композиторы и создают новые варианты музыкального сопровождения к либретто Жюля Барбье.
- В 1951 году на основе оперы вышел одноименный фильм.