Хорошенькая парфюмерша - комическая опера в трех действиях. Композитор – Жак Оффенбах, либретто Гектора Кремье и Эрнеста Блума.
Премьера прошла в парижском «Театро де ля Ренессанс» 29 ноября 1873 года.
Действие разворачивается в Париже в XVIII веке. Опера открывается свадьбой Баволе – молодого клерка, крестного сына богатого финансиста Ла Кокардьера, на парфюмерше Роуз. Девушка поразительно похожа на актрису из балета, недавно прибывшего из Тулузы. На свадебном торжестве Баволе рассказывает крестному , что ему пришлось снять комнату рядом с комнатой Роуз, что над парфюмерным магазином, и соединить их дверью, чтобы расширить площадь жилья. Крестный должен провезти Роуз в покои, Баволе просит его поговорить с девушкой, как бы перед брачной ночью с ней говорила ее покойная мать. Ла Кокардьер привозит Роуз в собственный дом и говорит, что, несмотря на всю роскошь, это ее новый дом и все оплатил Баволе. Прислуга воодушевленно накрывает на стол. Девушка замечает на столе фотографию артистов балета, включая новую актрису. Ла Кокардьер пытается соблазнить Роуз, но ему ничего не удается. Тогда он снова совершает попытку получить ласковые объятия девушки, претворившись Баволе в темноте. Внезапно приезжает Клорин, любовница Ла Кокардьера. Он прячет Роуз. Приезжает Баволе. Он хочет знать, где его жена, ведь он не нашел ее дома. Ла Кокардьер вот-вот попадется, но тут из комнаты выходит красиво одетая Роуз и с тулузским акцентом объявляет себя балериной. Ей удается соблазнить Баволе шампанским, и они вместе проводят ночь. Наутро начинается суматоха – Баволе думает, что провел ночь с актрисой. Роуз открывает магазин и обслуживает клиентов. Ла Кокардьер, мечась между Клорин и Роуз, объясняется парфюмерше в любви. Когда приходит Клорин, он прячется в шкафу. Баволе и Роуз ссорятся, молодой муж идет топиться в Сене. Тогда Роуз бросается на его поиски, но натыкается на него в дверях. Баволе требует ответа, с кем она провела ночь. Роуз говорит с тулузским акцентом и все становится на свои места. Клорин находит Ла Какрдьера в шкафу и делает ему предложение. Все счастливы.
Действие разворачивается в Париже в XVIII веке. Опера открывается свадьбой Баволе – молодого клерка, крестного сына богатого финансиста Ла Кокардьера, на парфюмерше Роуз. Девушка поразительно похожа на актрису из балета, недавно прибывшего из Тулузы. На свадебном торжестве Баволе рассказывает крестному , что ему пришлось снять комнату рядом с комнатой Роуз, что над парфюмерным магазином, и соединить их дверью, чтобы расширить площадь жилья. Крестный должен провезти Роуз в покои, Баволе просит его поговорить с девушкой, как бы перед брачной ночью с ней говорила ее покойная мать. Ла Кокардьер привозит Роуз в собственный дом и говорит, что, несмотря на всю роскошь, это ее новый дом и все оплатил Баволе. Прислуга воодушевленно накрывает на стол. Девушка замечает на столе фотографию артистов балета, включая новую актрису. Ла Кокардьер пытается соблазнить Роуз, но ему ничего не удается. Тогда он снова совершает попытку получить ласковые объятия девушки, претворившись Баволе в темноте. Внезапно приезжает Клорин, любовница Ла Кокардьера. Он прячет Роуз. Приезжает Баволе. Он хочет знать, где его жена, ведь он не нашел ее дома. Ла Кокардьер вот-вот попадется, но тут из комнаты выходит красиво одетая Роуз и с тулузским акцентом объявляет себя балериной. Ей удается соблазнить Баволе шампанским, и они вместе проводят ночь. Наутро начинается суматоха – Баволе думает, что провел ночь с актрисой. Роуз открывает магазин и обслуживает клиентов. Ла Кокардьер, мечась между Клорин и Роуз, объясняется парфюмерше в любви. Когда приходит Клорин, он прячется в шкафу. Баволе и Роуз ссорятся, молодой муж идет топиться в Сене. Тогда Роуз бросается на его поиски, но натыкается на него в дверях. Баволе требует ответа, с кем она провела ночь. Роуз говорит с тулузским акцентом и все становится на свои места. Клорин находит Ла Какрдьера в шкафу и делает ему предложение. Все счастливы.
История создания
Стоит отметить, что сохранилось немного фактов о создании этой оперы. Известно, что Оффенбах написал ее специально для оперной исполнительницы со сценическим псевдонимом Луис Тео (реальное имя – Сесиль Пикколо). Ее партию композитор закончил за семь недель. Успех оперы в Париже во многом обязан главной роли в исполнении Тео. После яркой премьеры «Хорошенькая парфюмерша» не раз выходила на оперные сцены по всему миру: в Брюсселе и Вене в 1874 году, в Берлине, Нью-Йорке, Бермингэме и Милане в 1875, в Мехико в 1871 и в Стокгольме, но уже после смерти композитора, в 1891 году.
В ХХ веке интерес к опере значительно снизился и «Хорошенькую парфюмершу» не ставили совсем за исключением трансляций на французском радио и одной постановки в Королевской академии музыки в 1973 году.
В ХХ веке интерес к опере значительно снизился и «Хорошенькую парфюмершу» не ставили совсем за исключением трансляций на французском радио и одной постановки в Королевской академии музыки в 1973 году.
Занимательные факты:
- «Хорошенькая парфюмерша» ставилась в «Театро де ля Ренессанс» порядка 200 раз. Опера знаменовала первый серьезный успех Оффенбаха после его творческого кризиса.
- В истории сохранилась память об одном курьезном случае, связанном с постановкой оперы в Соединенных Штатах Америки. По приезду композитор обнаружил, что оркестр играет ужасно, каждый инструмент звучит отдельно, а не в композиции. Оффенбах подумал отказаться от спектакля, но певица со слезами на глазах упросила его не делать этого и дать ей спеть. Жак Оффенбах предвидел предстоящую трагедию с постановкой, а потому попросил вторую скрипку играть на барабане, которого не было нигде в нотах. Началась пьеса. Половина оркестра пропускала ноты, другая часть спала, певица вообще пела на пять тонов выше, чем положено. Дирижерские жесты Оффенбаха не имели никакого влияния на это музыкальное безумие. Тогда композитор вспомнил о барабане, который позволил хоть как-то скрыть фальшивые ноты. Наутро Жак Оффенбах ожидал жуткие рецензии, но, на удивление, газеты восторгались прошедшим спектаклем. Этот урок композитор запомнил на всю жизнь и с тех пор всегда старался вписать в оркестровую партию барабан.
- Несмотря на исчезновение произведения с оперной сцены, соседский хор «Soyez donc bon homme» остается фаворитом хоровых сообществ.