1831 - Роберт-дьявол (Robert le diable)

    Роберт-дьявол опера в 5 действиях Джакомо Мейербера

    Луис Геймар в роли Роберта Дьявола (Метрополитен опера)Авторы либретто Эжен Скрик и Жермен Делавин. Эта опера считается одной из первых, поставленных в Парижской опере, а содержание её имеет мало общего со средневековыми легендами. Превая постановка состоялась 21 ноября 1831 года и публика очень тепло восприняла произведение. В зале во время премьеры присутствовал Фредерик Шопен и он не сдержал восторогов: «Если когда-либо великолепие было замечено в театре, я сомневаюсь, что он достигало уровня великолепия, показанного сегодня... Это шедевр ... Мейербеер сделал себя бессмертным»
    Роберт-дьявол укрепил славу либреттистов и инициировал европейскую известность композитора. Особенно новаторским и интересным публике показался необычный для того времени балет в опере «Танец монахинь».
    В течение 19-го века опера широко ставилась в оперных театрах, а затем наступил период провала и Роберта невозможно было увидеть на мировых сценах. Во многом это связано с презрением сторонников вагнеровской оперы, одним из самых ярких из которых был Бернард Шоу, он довольно язвительно отзывался о Мейербере. Сейчас это произведение вернулось на подмостки и можно сказать, обрело второе дыхание.
     
    Краткое либретто
    Действие 1 (на берегу в Палермо)
    Роберт и его таинственный друг Бертрам входят в группу рыцарей, которые готовятся соревноваться в турнире за руку принцессы Изабель. Они все являются бравыми любителями вина, женщин и азартных игр (Versez à tasses pleines). Крестьянин-трубадур Рембо поет балладу о прекрасной принцессе из Нормандии, которая вышла замуж за дьявола; у принцессы был сын Роберт, известный как «le diable». Роберт с негодованием считает, что он и есть тот сын, о котором идет речь, и нападает на Рембо. Тот просит прощения, молит о пощаде и говорит Роберту, что он собирается жениться. Роберт смягчается, когда в невесте Рембо узнает свою молочную сестру Алису.
    Алиса рассказывает Роберту, что его мать умерла, и что ее последние слова были предупреждением об угрожающей темной силе (Va! Va! Dit-elle). Она предлагает Роберту прочитать письмо, в котором выражена последняя воля матери. Но Роберт слишком взволнован, чтобы прочитать его, и просит Алису сохранить его на время, поскольку он торопится на встречу к своей возлюбленной Изабелле. Алиса предупреждает Роберта остерегаться Бертрама, но он игнорирует ее.
    С подачи Бертрама Роберт вступает в азартную игру с рыцарями и теряет все свои деньги, а также свою броню.
     Действие 2 (Комната во дворце Палермо)
    Изабель опечалена отсутствием своего возлюбленного Роберта и выражает свое беспокойство тем, что их брак никогда не состоится (En vain j'espère). Но тут она получает письмо от Роберта и её печаль сменяется радостью. Роберт прибывает, и пара выражает новые надежды на воссоединение. Изабель дарит жениху новую броню для турнира. В то время, пока он готовится к турниру, появляется Бертрам и убеждает Роберта пойти в близлежащий лес, утверждая, что принц Гранады, его соперник за любовь Изабель, хочет сразиться с ним. Стоило главному герою уйти, как собравшийся народ начинает праздновать помолвку возлюбленных пар с танцами. Входит принц Гранады входит и просит Изабель представить ему оружие для турнира. Изабель встревожена отсутствием Роберта.
     
     
    Действие 3 (Сельская местность около Палермо)
    Бертрам встречается с Рембо, который ожидает встречи с Алисой. Он дает ему золотой мешок и советует ему не жениться на Алисе, поскольку его новое богатство привлечет много женщин (Ah! L'honnête homme). Рембо уходит, и Бертрам злорадствует, радуясь развращению трубадура в то же время он сознается, что является и отцом Роберта и действительно демоном. Затем входит в соседнюю пещеру, чтобы общаться с исчадиями ада. Входит Алиса и поет о своей любви к Рембо (Quand je quittai la Normandie). Она слышит странное пение из пещеры и решает разузнать в чем дело. Алиса подслушивает, что Бертрам навсегда потеряет Роберта, если он не сможет убедить его подписать договор продажи своей души Дьяволу до полуночи. Выйдя из пещеры, Бертрам понимает, что Алиса все слышала (Mais Alice, qu’as-tu donc?). Он угрожает ей, и она обещает молчать.
    Появляется Роберт, оплакивающий потерю Изабель, и Бертрам говорит ему, что, чтобы вернуть ее, он должен захватить волшебную ветку из гробницы Святой Розалии в соседней пустынной обители. Хотя факт кражи этой ветви и будет святотатством, она даст Роберту магические силы. Роберт заявляет, что он будет делать все, что поручает Бертрам ради возвращения возлюбленной. Бертрам ведет Роберта в монастырь. Призраки монахинь поднимаются из своих гробниц, и танцуют, восхваляя удовольствия от питья, азартных игр и похоти. Роберт захватывает ветку и отгоняет демонов, которые окружают его.
     Действие 4 (Комната во дворце)
    Изабель готовится к браку с принцем Гранады. Алиса мчится, чтобы сообщить ей о том, что она узнала о Роберте, но она остановлена посланниками принца, которые входят с подарками. Роберт прибывает и, используя силу волшебной ветви, замораживает всех, кроме себя и Изабель. Изабель обеспокоена и встревожена сотворенным Робертом колдовством, а он просит её не отвергать его любви. Тогда Изабель выражает свою любовь к Роберту и умоляет его покаяться (Robert, toi que j'aime). Роберт ломает ветвь и разрушает созданное ею заклинание.
     Действие 5 (Вне Кафедрального собора Палермо)
    Группа монахов восхваляет власть Бога. Бертрам освобождает Роберта от охранников принца, котрые схватили его, чтобы не расстроился брак принца Гранады и Изабель. Он пытается заставить Роберта подписать документ, в котором он обещает служить Бертраму на всю вечность. Он открывается Роберту, что он его истинный отец, и Роберт решает подписать присягу ради сыновней преданности. В это время появляется Алиса с известием о том, что свадьба принца и Изабель расстроилась. Алиса молит бога о помощи и божественном провидении (Dieu puissant, ciel propice) и, наконец, дает Роберту письмо его матери.
    Роберт читает сообщение своей матери, в котором она предупреждает его остерегаться человека, который соблазнил и погубил ее. Он впадает в нерешительность, и тут раздаются полуночные удары часов, извещающие о том, что время Бертрама подходит к концу — тот низвергается в бездну к сатане. В заключительной сцене счастливые пары Рембо с Алисой и Роберт с Изабеллой идут к алтарю
     
    Интересные факты
    • Эдгар Дега "Танец монахинь" из оперы Роберт-дьяволЭта опера — одно из первых серьезных произведений Мейербера, писать Роберта он начал в 33 года, когда решил, что его композиторские амбиции уже достаточно сильны, чтобы взяться за крупный жанр, для написания которого он даже специально переехал в Париж.
    • Изначально либретто было трехступенчатым и писалось для Опера-комик, но театр потерпел крах, и текст пришлось переделывать под требования Опера Пари. Так, комическая роль Рембо была сокращена ради расширения сюжетной линии с дьявольским родственником Роберта.
    • В знаменитом «Балете монахинь» на премьере блистала великая балерина Мария Таглиони, а хореография для балета была разработала отцом балерины Фтлиппо Таглиони. После Тальони роль танцевала Луиза Фицджеймс, которая умудрилась исполнить её 232 раза!
    • В роли Алисы на премьере дебютировала 18-летняя Корнелия Фалькон, сам Мейербер был очарован её исполнением и признал, что считает свое произведение полным именно благодаря ей.

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    © Оперный гид