1846 - Аттила (Attila)

Аттила«Аттила» - лирическая опера в трех действиях. Композитор – Джузеппе Верди. Авторы либретто - Темистокле Солера и Франческо Мария Пьяве.
Премьера оперы состоялась 17 марта 1846 года в венецианском театре «Ла Фениче».
Композитор написал оперу по пьесе Фридриха Людвига Захариаса Вернера «Аттила, король гуннов» (1808 год).
 
Сюжетная линия начинается на площади в Аквилее, на границе ночи и утра. Воины Аттилы ликуют: новая победа открыла им благословенный край. На колеснице появляется Аттила. Его мысли заняты одной пленницей – Одабеллой. Она воспевает героизм итальянских женщин, готовых отправиться в бой за мужчинами. Не боясь никого, Одабелла требует вернуть ей оружие. Аттила восхищается стойкостью девушки. В знак признательности он дарит ей меч. Девушка осознает: скоро наступит час мести.
Аттила встретился с Аэцием, достойным противником. Аэций предложил сделку: он отдаст Аттиле весь мир, только Италию просит оставить себе. Но царь гуннов непоколебим: он разгромит тщеславие Рима.
Следующая сцена разворачивается в лагуне Адриатики. Наступающее утро раскрывает упоительную красоту Рио-Альто. Отшельники во главе с Форесто, оплакивающим Одабеллу, славят небеса за дарованную жизнь. Им чудом удалось уцелеть после нашествия Аттилы. Теперь на них ложится бремя возрождения родины из пепла.
Снова наступает ночь. В лесу, возле лагеря гуннов, Одабелла оплакивает отца и жениха. Вдруг Форесто встает перед ней. Он бросает девушке обвинения в предательстве. Она показывает юноше меч – орудие мести, которое в ее руки вложил сам Аттила. Влюбленные счастливо обнимают друг друга.
Аттила спит в своем шатре. Внезапно он вскакивает в ужасе. Страшное видение пронеслось перед глазами. Сам Бог запрещает ему ступать на римскую землю…Тем временем Аэций предается воспоминаниям о былой славе. Посланники Аттилы приглашают полководца на пир. Форесто удается предупредить Аэция о тайном знаке: когда на горе зажгутся огни, римляне пойдут в бой. Если они завоюют победу, то получат назад собственную свободу.
 
Во время пиршества друиды замечают роковые знамения. Но царь гуннов прогоняет их прочь. Внезапная гроза гасит огни. Люди в ужасе вскакивают с мест, но не Аттила. Он испытывает только гнев и ярость. Царь требует снова зажечь факелы. Он готов начать пир и испить чашу во славу Одина. Одабелла останавливает его: «В чаше яд!». Тогда Форесто признается в отравлении напитка и оголяет меч. Но Одабелла просит оставить юношу ей, в знак признательности за спасение жизни. Аттила согласен. А Рим пусть готовится к битве. Таково последнее слово царя гуннов.
На следующий день прошли свадебные торжества Аттилы и Одабеллы. Они идут в шатер. Девушку преследует призрак отца. Она бежит, куда глаза глядят, и внезапно останавливается перед Форесто. Юноша ревнует возлюбленную, но Аэций напоминает молодым, что сейчас не время для ревности и ссор. Аттила застает троих врасплох и приходит в ярость. Рабыню Одабеллу он взял в жены. Предателю Форесто подарил жизнь. Аэция спас для Рима. А они устроили заговор. Вдруг Одабелле вновь мерещится окровавленный отец. Недолго думая, она сбрасывает корону и убивает Аттилу. Все торжествуют: отмщены покоренные царем гуннов народы.
 
История создания 
Джузеппе Верди познакомился с сюжетом пьесы Вернера в 1844 году. Трагедия настолько вдохновила композитора, что у него сразу появились наброски хоровых песен и характеров героев будущей оперы. Для перевода пьесы с немецкого на итальянский язык Джузеппе Верди пригласил либреттиста Франческо Марию Пьяве. Сам композитор пишет партитуру спустя год после начала работы над текстом оперы. Наброски либретто он передал Темистоклу Солере, с которым тоже сотрудничал ранее. Он ценил либреттиста за знание театральных нюансов. Но либреттист стал протестовать против заметок Верди о переделке текста. Более того, внезапно он уехал в Барселону и композитор с трудом смог забрать незавершенное либретто обратно. Теперь за работу над текстом вновь взялся Франческо Мария Пьяве. В октябре 1845 года театр «Ла Фениче» заключил с Джузеппе Верди контракт на постановку оперы. Произведение имело все шансы стать образцовым. В декабре начались первые репетиции, но из-за болезни композитора прервались на один месяц.
Публика встретила оперу овациями. По словам Верди «Аттила» прошел хорошо. «Аплодисментов и вызовов было даже слишком много…». Эффектные сцены, великолепные арии, энергичная музыка – вот залог успеха «Аттилы». Критики называют оперу «сценическим раритетом». Каждая постановка произведения становится особым событием. «Аттила» поставлен в крупнейших оперных театрах мира и остается в их репертуаре в наши дни.
 
Занимательные факты:
  • Опера «Аттила» оказалась последней совместной работой Джузеппе Верди и Темистокля Солеры (пятая по счету).
  • Сам композитор говорил об опере: «Друзья мои склонны считать эту оперу лучшей из написанных мною. В публике — споры. Я же говорю, что она не слабее моих предыдущих опер: время рассудит».
  • «Аттила» вызвал бурный отклик у итальянской публики. На момент премьеры Венеция все еще входила в состав Австрийской империи. Накануне революции 1848 года, когда люди, казалось, накалены до предела, фраза Аэция «Возьми себе вселенную, оставь Италию мне» была принята слушателями «на ура», люди выкрикивали в ответ: «Нам, нам Италию!».

 

© Оперный гид