1834 - Мария Стюарт (Maria Stuarda)

    «Мария Стюарт»— опера-трагедия в трех действиях. Композитор - Гаэтано Доницетти.

    Мария Стюарт ДоницеттиАвтор либретто Джузеппе Бардари. Премьера состоялась в миланском театре «Ла Скала» 30 декабря 1835 года. Сюжет основан на драме «Мария Стюарт» немецкого драматурга Фридриха Шиллера.
     
    Краткое содержание
    Действие начинается во дворце английской королевы Елизаветы. Она получает письмо от короля Франции, в котором он предлагает заключить брачный союз с герцогом Анжуйским. Кроме того, король просить сжалиться над Марией Стюарт. Бывшая королева Франции и Шотландии провела немало лет в заключении в замке Фотерингей. Ей выдвигалось обвинение в покушении на английский трон. Кроме французского короля, у Марии оказываются и другие соратники: к примеру, граф Шрусбери (Тэлбот). Но есть и те, кто категорически против малейшего смягчения королевской воли в отношении Марии Стюарт: это лорд Сесил. Решение Елизаветы может склониться в любую сторону.
    Придворные осознают, что повлиять на королеву может только ее фаворит – граф Лестер. Тэлбот просит его поддержки. Для этого они устроят встречу Марии и Елизаветы. После длительной беседы королева соглашается встретиться с Марией прежде, чем решится ее судьба.
    Другая сцена открывается в живописном парке, где гуляет Мария вместе со своей ближайшей придворной дамой. Яркие лучи весеннего солнца рождают в душе Марии надежду на освобождение… В эту минуту прибывает эскорт Елизаветы. Граф Лестер предупреждает Марию, чтобы та поумерила свою гордость и на коленях просила королеву смилостивиться над ней. Появляется Елизавета вместе с придворными. Среди них граф Шрусбери и лорд Сесил. Мария, целуя руку Елизаветы, молит о прощении. Долгожданное примирение вот-вот состоится. Но Лорд Сесил не может этого допустить, а потому начинает провоцировать Елизавету. Она подвергает Марию жестоким насмешкам, и та не может выдержать оскорблений. Мария бросает Елизавете ответное обвинение в том, что она не по праву занимает английский престол. Примирение становится невозможным. Королева в гневе покидает парк. Марию уводят в темницу под стражей.
    Лорд Сесил продолжает настаивать на своём и уговаривает Елизавету подписать смертный приговор Марии. Королева в сомнениях. Граф Лестер заступается за Марию, тогда лорд Сесил кидается на него с обвинениями в интригах против ее величества. Елизавета, снова не выдержав посягательств на трон, подписывает приговор. Мария узнает о своей участи от графа Тэлбота и лорда Сесила. Призраки прошлого беспокоят ее. Лорд Тэлбот, оставшись наедине с приговоренной королевой, раскрывает ей тайну: он имеет сан католического священника. Мария с раскаянием исповедуется в своих грехах: гордыни, праздности, интриганстве… Тэлбот отпускает грехи.
    Придворные дамы Марии оплакивают последний день жизни своей королевы. Появляется Мария Стюарт: она идет в королевских одеждах с короной на голове. Она торжественно прощается со своими верноподданными, благодарит Анну за поддержку в радостные и горестные времена. В зал входят Телбот, Лестер и Сесил. Мария благодарит Лестера и Тэлбота за поддержку и попытку облегчить ей судьбу. Сесилу достается презрение: она предрекает грядущий конец правлению незаконной королевы Елизаветы и возвращение трона к династии Стюартов. Все удивлены силой духа Марии Стюарт. Приговоренную королеву уводят на казнь.
     
    История создания
    Опера Мария СтюартЛибреттисту Джузеппе Бардари было всего 17 лет, когда он написал либретто для оперы «Мария Стюарт». Он был студентом без опыта работы, но это не помешало ему успешно справиться с поставленной задачей. Доницетти имел возможность принимать участие в написании текста, в связи с чем тесно сотрудничал с Бардари. После успешной генеральной репетиции, король Неаполя запретил постановки оперы (предположительно из-за того, что его жена, Мария Кристина, была прямым потомком Марии Стюарт). Спустя пару лет, опера была представлена широкой публике в конце декабря 1835 года.
    На премьере выступала знаменитая испанская певица Мария Малибран. Разгорелся политический скандал: она отказалась внести изменения в свою партию, предлагаемые правительственными цензорами. Таким образом, опера была сыграна в оригинальной версии. После премьеры произведение претерпело изменения, но ставилось всего несколько раз в Лиссабоне и Неаполе, не вызвав особого интереса у слушателей. И хотя первоначальная версия оперы имеет мало общего с реальной историей, в 1836 году «Мария Стюарт» была снова запрещена цензурой. С тех пор произведение практически не появлялось на оперной сцене вплоть до середины ХХ века. В 1958 году к произведению пришло невиданное при жизни композитора признание.
     
    Занимательные факты:
    • Опера «Мария Стюарт» принадлежит циклу опер из истории средневековой Англии, вместе с такими операми, как «Замок Кенилворт», «Роберто Деверё» и «Анна Болейн».
    • Главные женские партии из опер «Мария Стюарт», «Анна Болейн» и «Роберто Деверё» часто называют «Три королевы Доницетти».

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    © Оперный гид