«Анна Болейн» — драма в трёх действиях. Композитор - Гаэтано Доницетти.

Краткое содержание
Первая сцена оперы происходит в замке Виндзор. Одна из придворных дам самой королевы, Джейн Сеймур, влюблена в короля Генриха. Чувства взаимны. Однако Джейн очень совестно за это, ведь она действительно верно служит королеве и желает ей только добра. Появляется Анна. Она чувствует приближение беды: муж ее больше не любит и ей скоро придет конец, так как Генрих найдет способ избавиться от неё. Джейн старается утешить поникшую королеву. Музыкант Сметон поёт романс о любви, Анна покидает зал в слезах.
Джейн остается одна, но ненадолго: в зал входит король. Он уговаривает свою возлюбленную избавиться от надоевшей жены всеми способами, но Джейн отказывается предать Анну. В замок прибывают брат королевы Рошфор и лорд Перси. Давным-давно он был одним из женихов Анны, но она отвергла его из-за Генриха. При встрече с Анной Перси, нарушает правила поведения в королевском обществе: он обращается к ней по имени, не дожидаясь официального представления. Брат Анны пытается поправить ситуацию, разъяснив, что Анна и Перси – давние друзья. Генрих приказывает своему офицеру проследить за лордом в надежде, что появится повод убрать действующую королеву с престола.
Под впечатлением от встречи Анна вспоминает былые времена и когда-то забытые чувства разгораются вновь. Королевский музыкант Сметон тоже влюблен в Анну, но, конечно, даже не думает о том, чтобы признаться. Случайно он становится свидетелем разговора Анны с Перси в присутствии Рошфора. Лорд признается Анне в любви, но она отказывает ему в свиданиях: верность королю и ее честь превыше всего. Перси угрожает убить себя. В этот момент Сметон отбирает у него шпагу и обвиняет лорда в покушении на королеву. Рошфор пытается уладить ситуацию, но в зале появляется Генрих, Джейн Сеймур, Харви и дворцовая свита. Увидев обнаженные орудия, король обвиняет лорда и придворного музыканта в заговоре. Обвиняемые все отрицают. Случайным образом король находит у Сметона портрет Анны и расценивает это как нападение на свою честь. С этого момента судьба Анны предрешена: она будет отправлена в Тауэр.
Джейн умоляет Анну спастись (для этого ей нужно признать себя виновной) и признается в связи с королем. Анна ее прощает, но отказывается спасаться ложью. Напоследок, королева предостерегает Джейн от Генриха: ведь когда-то она тоже была его любимой женщиной… Вскоре в зале суда объявляется приговор: Анна виновна в измене королю со Сметоном, а ее брат и лорд Перси – сообщники. Джейн пытается смягчить приговор. Вскоре Рошфор и лорд Перси узнают о своём помиловании, но тут же заявляют, что разделят судьбу Анны.

История создания
В 1830 году у знаменитого на весь мир оперного театра «Ла Скала» был конкурент – театр Каркано. Там, как и в «Ла Скала», выступали лучшие певцы своей эпохи, работали известные либреттисты и композиторы. Среди них – популярный итальянский поэт и писатель Феличе Романи и два успешных композитора – Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. Опера «Анна Болейн» должна была быть написана к концу сентября 1830 года. Однако либреттист Романи был перегружен работой, а потому отдал текст в обработку только 10 ноября. Композитор писал музыку на вилле известной итальянской певицы Джудитты Пасты недалеко от озера Комо. Работа шла быстро и уже спустя месяц начались первые репетиции.
Премьера, прошедшая в конце декабря в театре Каркано, имела огромный успех. Опера «Анна Болейн» знаменовала начало признания таланта Доницетти по всей Европе. «Анна Болейн» является первой оперой, в которой Гаэтано Доницетти всецело проявил свой уникальный стиль. Действие разворачивается довольно увлекательно, драматические повороты внезапны, а смены настроений непредсказуемы.
Занимательные факты:
- «Анна Болейн» принадлежит циклу опер из истории средневековой Англии, вместе с такими операми, как «Замок Кенилворт», «Мария Стюарт» и «Роберто Деверё».
- Джузеппе Мадзини - итальянский политик и настоящий патриот, а кроме того философ и писатель – был в восторге от оперы и называл «Анну Болейн» произведением, близким музыкальной эпопее. Итальянский музыковед и критик Гульельмо Барблан отметил талант композитора в искусстве создать надлежащую атмосферу в опере: «Доницетти до глубины пропитал оперу той гнилой, тяжелой, влажной атмосферой, неодолимый гнет которой лежит на всех событиях».
- Михаил Иванович Глинка присутствовал на премьере «Анны Болейн» и, по его же словам, утопал в восторге от творения Гаэтано Доницетти.
- Опера «Анна Болейн» является одним из первых «зрелых» произведений композитора. После великолепной постановки 1957 года в «Ла Скала» с Марией Каллас в главной роли опера обрела вторую жизнь.