1900 - «Тоска» (Tósca)

    ToskaМысль о написании оперы «Тоска» на сюжет драмы французского писателя Викторьена Сарду возникла у Пуччини еще начала до работы над «Богемой». «Тоска», которую композитор видел в Милане с участием знаменитой актрисы Сары Бернар, произвела на него сильнейшее впечатление благорадя своей яркой театральности и острым драматическим ситуациям. Но, увлекшись повестью Мюрже, Пуччини оставил на время осуществление своего замысла. После премьеры «Богемы» композитор почти сразу приступил к разработке сценария новой оперы. Либретто писали Джакоза и Иллика при участии самого Сарду. Пуччини, как всегда, много спорил, горячился и в конце концов добивался своего. По его настоянию был переделан последний акт драмы. Либретто «Тоски» вызывало горячее одобрение Верди, который и сам подумывал об опере на этот сюжет.
    Действие оперы развертывается в Риме в 1800 году, когда вся Италия стонет под игом австрийского владычества. В стране установлен жесточайший режим, тысячи итальянских патриотов томятся в тюремных застенках. Художник Марио Каварадоси прячет в своем доме бежавшего из тюрьмы повстанца Анжелотти. В эту тайну посвящена только певица Флория Тоска, возлюбленная Каварадоси. Начальник полиции, властолюбивый и жадный Скарпиа арестовывает художника и подвергает его жестоким пыткам. Тоска, находящаяся в соседней комнате, не выдерживает и открывает Скарпиа место, где укрыт Анжелотти. Однако вместо обещанного помилования Каварадосси ждет тюрьма. Тоска молит Скарпиа вернуть свободу её возлюбленному. Гнусный тиран соглашается, но при одном условии: он должен получить любовь Тоски, иначе Каварадосси будет расстрелян. После мучительных колебаний отчаявшаяся Тоска принимает это условие. Скарпиа обещает ей, что сцена казни будет разыграна лишь для вида — Каварадосси расстреляют холостыми патронами. При этом он делает незаметный знак полицейскому Сполетта — тот понимающе кивает.
    С торжествующей улыбкой Скарпиа подходит к Тоске. Схватив со стола нож, она вонзает его в спину ненавистного злодея. Не успев позвать на помощь, Скарпиа умирает. Но его коварный план осуществляется: на глазах у Тоски Каварадосси падает мертвым, пронзенный пулями полицейских. Обезумевшая от горя Тоска бросается с башни тюремного замка.
     
    Премьера «Тоски», состоявшаяся в 1900 году в Риме, прошла с большим успехом. Но к опере сразу появилось много негативных отзывов от стороников веристкого направления. Действительно, в «Тоске» заметно стремление к взвинченным эмоциям, к чересчур сильным, бьющим по нервам театральным эффектам. Излишний натурализм ощущается в сценах, изображающих пытки и расстрел Каварадосси, в сцене убийства Скарпиа. Но не этот неистовый драматизм определил успех оперы у публики. Не случайно все спектакли «Тоски» на сценах итальянских и зарубежных театров роходили при полном зале и неизменно вызывали горячие аплодисменты. Слушателей покорила красивая, выразительная, богатая мелодиями музыка Пуччини.
    Музыка в «Тоске» неразрывно связана с драматическим действием. Для различных сценических положений и душевных состояний героев оперы композитор находит яркие, правдивые и впечатляющие средства музыкальной выразительности. Трогательно и нежно звучат ласкающие мелодии Флории, пришедшей на свидание к Каварадосси. Но как меняется облик Тоски в сцене со Скарпиа, когда она с отчаянным упорством борется за жизнь любимого! Её голос звучит то умоляюще, то гневно и страстно; плавные мелодические обороты сменяются драматически напряженными, доходящими почти до скрика интонациями.
     
    Интересные факты:
    • Джакомо Пуччини без труда понимал всю глубину драмы. В связи с этим возникали постоянные сложности в постановке произведения. Он возражал, когда автор либретто Луиджи Иллика желал написать для тенора долгую прощальную речь. В итоге появилась на свет короткая и пылкая ария «В небе звезды горели» («Е lucevan le stelle»). Более того, Пуччини был недоволен известной арией «Только пела, только любила» («Vissi d’arte, vissi d’amore»), так как она «замораживала» действие на сцене. Решение проблемы пришло неожиданно – на одной из репетиций актриса случайно отодвинула ложе и исполнила партию стоя на полу. С тех пор исполнение арии происходило исключительно в таком варианте, ведь, по мнению композитора, это придавало ей жизненность.
    • В 1900г. в постановке участвовал Энрико Карузо (он заменял актера, который не смог исполнить партию Кавардосси). Джакомо Пуччини был поражен «золотым голосом» Карузо, прокомментировав исполнение арии «Свой лик меняет вечно» («Recondita armonia») словами: «Кто послал вас мне? Бог?».
    • Большое место в «Тоске» отведено изображению обстановки, в которой происходит действие. Чтобы правильно передать атмосферу папского Рима, композитор собирал сведения о церковной музыке того времени, специально ездил в Рим послушать рано утром колокольный звон окрестных церквей; для партии Тоски он отыскал канцону на романском диалекте.
    • «Тоска» - одна из опер, которые требуют от певцов не только свободного владения вокальными данными, но и яркой темпераментной игры. В этом отношении она представляет большой интерес, но и немалые трудности для исполнителей.

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    © Оперный гид