1817 - Золушка, или Торжество добродетели

    Золушка, или Торжество добродетели (La Cenerentola) - добрая сатирическая опера в двух действиях.

    Опера Золушка РоссиниКомпозитор – Джоаккино Россини. Автор либретто – Якопо Ферретти.

    Премьера состоялась 25 января 1817 года в римском театре Валле.

    Сюжет основан на знаменитой одноименной сказке. Действие разворачивается в доме Дона Маньифико. Две его дочки любуются драгоценностями. Его падчерица, Анджелина, занимается уборкой дома. Она вся в мечтах – поет балладу о прекрасном короле, который взял в жены крестьянку. Сестры, Клоринда и Тисба, смеются над ней. В дом заглядывает нищий. Сестрам противен один его вид, и они собираются выгнать его за порог. Но Анджелина решает угостить старика корочкой хлеба и подает ему кофе. Слышны голоса. Они торжественно сообщают о том, что принц Рамиро объявил о поисках самой прекрасной девушки и намерен взять ее в жены. Вскоре он прибудет во дворец Дона Маньифико. Воодушевленные сестры, бросив все дела, начинают готовиться к визиту принца. Нищий тихо смеется над ними. Анджелина берется за приготовление праздничного ужина. Появляется принц Рамиро. Но в нем не узнать принца – он надел костюм своего камердинера, чтобы увидеть невест своими глазами без напускных манер. Впереди себя он уже успел послать своего наставника, который в костюме нищего проник в дом и понаблюдал за его жителями. Входит Анжелина. Она рассказывает Рамиро о себе: она сирота, живет с отчимом и его дочерьми и ей приходится выполнять всю трудную работу в доме. Юноша очарован Анжелиной, равно как и она осталась под впечатлением от молодого человека.

    В зал прибывает свита принца. Рамиро объявляет о скором приходе его высочества хозяину дома. Дандини, переодетый в принца камердинер, приветствует Дона Маньифико и его дочерей. Девушки одна за другой делают комплименты неуклюжему принцу, и только Анджелина видит вульгарность его манер. «Принц» зовет всех в свой дворец. Анджелина тоже хочет побывать на балу, однако, ей приказано остаться дома и выполнять свои домашние обязанности. В зале появляется Алидоро – тот самый нищий – но уже в своем привычном одеянии. Он узнает всю историю Анжелины и берет на себя заботу о девушке, приглашая ее во дворец. Тем временем Дандини во дворце принца знакомиться с Доном Маньифико и его дочерьми все ближе. Маньифико выпивает лишнего, а дочери готовы стерпеть любую задиристую шутку от «принца». Дандини предлагает Клоринде и Тисбе принца Рамиро в качестве кавалера. Но сестры, думая, что он лишь камердинер, отказываются от предложения с возмущением.

    В зале появляется Алидоро вместе с таинственной красавицей в роскошном наряде. Она так похожа на Анджелину! Гости не верят своим глазам и успокаивают себя, ведь это просто невозможно! Дандини, оставив сестер, делает предложение Анджелине от лица принца. Но она отказывает ему. Ведь она влюблена в Рамиро – «камердинера» принца. Настоящий принц приходит в восторг от бескорыстности девушки. Он признается ей в любви. Теперь черед Анджелины признаться в том, кто она на самом деле. Но девушка лишь дает один из своих браслетов Рамиро и покидает зал. Дан сигнал к окончанию розыгрыша. Дон Маньифико вместе с дочерьми в ужасе покидают дворец. Дома их уже ждет Анджелина. Начинается гроза. В доме снова появляется Дандини: гроза застала принца врасплох и скоро он снова появится в этом доме. Сестры приказывают Анджелине подать на стол. В зал заходит Рамиро. Он узнает на руке девушки точно такой же браслет, какой остался у него после бала. Барон с дочками стараются прогнать девушку, но принц останавливает завистливую тройку. Он делает предложение Анджелине. Алидоро рассказывает принцу свою историю – о добром сердце Анджелины и ее тяжелой судьбе. Девушка не верит собственному счастью. Она просит всех простить своего отчима и сестер. Принц великодушно соглашается, и опера заканчивается всеобщим весельем.

     

    Россини опера ЗолушкаИстория создания. Итальянское остроумие помогло композитору довольно быстро превратить сказку в классическую новеллу. Чудеса уступают место хитрости и комизму. Складывается впечатление, что все может быть объяснено вполне логичным образом, и совсем нет нужды прибегать к колдовству. Окрыленный успехом «Севильского цирюльника», Джоаккино Россини написал «Золушку» в рекордно короткий срок – всего двадцать четыре дня. Однако недостаточность репетиций и неважное самочувствие актеров поставили под угрозу успех оперы. «Золушка» Россини была принята публикой только после пятого представления. Вскоре по всей Европе прошла волна премьер оперы, и «Золушку» восприняли очень доброжелательно. Она завоевала успех, практически равный «Севильскому цирюльнику».

    Россини – признанный мастер экспрессии. Благодаря своему музыкальному таланту, он смог передать характеры героев в ярких деталях. Золушка, главная героиня, сначала такая робкая и покорная, вскоре становится головокружительной дамой. Остальные персонажи– немного восторженные, порой даже приторные, глупцы и пройдохи – столь изящно и гармонично дополняют друг друга в ансамблях и финалах. Неожиданные партитурные ходы держат внимание зрителя от первой до последней ноты. «Золушка, или Торжество добродетели» Джоаккино Россини считается одной из лучших его опер.

     

    Занимательные факты:

    • Для «Золушки» была использована увертюра из другой оперы композитора («Газета»). К тому моменту произведение уже пользовалось успехом и исполнялось как отдельное произведение.
    • Свой вклад в либретто внес помощник Джоаккино Россини - Лука Аголини. Он написал часть речитативов и еще три арии.
    • К 1820 году композитор решил внести изменения в свое творение, заменив одну арию Луки Аголини на собственную. Кроме того, в оперу был включен еще один дополнительный номер.
    • В 2009 году в США был выпущен фильм-опера «Золушка, или Торжество добродетели».
    • Опера вернулась на театральную сцену по второй половине ХХ столетия, благодаря великолепным голосам, как Тереза Берганца и Мэрилин Хорн.
    • Опера «Золушка, или Торжество добродетели» неоднократно исполнялась по радио в СССР.

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    © Оперный гид