1916 - Доктор Фауст

    Доктор Фауст - незаконченная опера Феруччио Бузони

    Доктор Фауст Феруччо БузониФеруччо Бузони итальянский композитор — представитель неоклассицизма, яркий последователь отказа от гармонии в традиционном смысле и системы интервалов. Наряду с другими композиторами-современниками Игорем Стравинским и Паулем Хиндемитом он стремился к возрождению музыки доренессансного периода. Над оперой «Доктор Фауст» автор начал работать в 1916 году, но не успел закончить. По некоторым оставшимся рукописям и наброскам оперы была восстановлена и закончена его учеником Ярнахом. В 1980-х годах исследователь творчества Бузони Э. Бомонт предложил альтернативный вариант окончания оперы по вновь найденным рукописям, которые ранее были недоступны.
    В настоящее время существует единственная видеозапись постановки этой оперы от режиссера Михеля Грюбера (Лейбл: Arthaus Musik, Zurich Opera House).

    Краткое содержание
    Три студента доктора Фауста приходят к нему, чтобы вручить книгу «Ключ магии Астарты». Тому, кто откроет эту волшебную книгу откроются все тайны магии и покорятся зашифрованные знаки вселенной. Доктор Фауст решается открыть книгу ровно в полночь и призвать Люцифера и его слуг. Появляются демоны: Гравис, Асмодус, Левис, Вельзевул, Мегерос. Однако, Фаусту хочется видеть своим слугой другого демона — Мефистофеля. Надменный доктор хочет, чтобы демон служил ему всю жизнь, дал власть над природой человеческой и постичь все тайны мира. В это время решение доктора подкрепляют кредиторы с требованиями возврата долга, которые стучат в дверь, брат обесчещенной им девушки, а также духовенство с требованием устроить инквизиторский суд над Фаустом.
    Мефистофель готов заключить сделку, вот только договор надо будет подписать кровью. Фауст не сомневается ни секунды и заключает этот ужасный договор.
    Несчастный брат обесчещенной девушки молится богам и просит возмездия для обидчика его сестры — доктора Фауста. Но Мефистофель вызывает толпу солдат, которые в драке пронзают шпагой своего собрата. Таким образом жизнь Фауста спасена, но смерть солдата на его совести.
    Свадьба во дворце пармского герцога. Гости в восхищении от  манер и харизмы очаровательного Фауста, герцогиня же влюбляется в него с первого взгляда. Доктор тоже не прочь закрутить роман и назначает ночное свидание герцогине. Рассерженный муж хочет тут же отравить обидчика, но Мефистофель и сейчас спасает своего подопечного, уводя его с бала.
     
     
     
    Герцогиня томится в ожидании своего возлюбленного доктора, она не в силах сопротивляться страсти. В этом время Мефистофель в образе священника сообщает её мужу, что его жена сбежала и что преследовать её не стоит. Лучше не вступать в противоречие с силами зла, а смириться и посвататься в женихи к другой женщине — сестре герцога Феррары. Несчастный брошенный муж соглашается на это.
    Доктор Фауст в трактире — он имеет большой успех у пьяных студентов, повозглашая популярные у них идеи о том, что лучшее в жизни — это вино, женщины и удовольствия и для получения этого не стоит гнушаться ничем. Он рассказывает о своих любовных похождениях и в том числе о победе над герцогиней, которую увел прямо со свадебного пира, а сейчас даже не знает где она. В это время входит переодетый Мефистофель и вручает доктору ребенка со словами, что герцогиня умерла и завещала дите его отцу. Ужаснувшись таким оборотом дела, все собравшиеся уходят. Шокированные поведением Фауста. В это время младенец оказывается соломенным чучелом и Мефистофель сжигает его, обещая Фауста, что тот вскоре встретит еще более прекрасную женщину.
    Фауст погружен в грезы о будущей возлюбленной. Ему является её фантом, но быстро исчезает. Вдруг входят три студента, вручившие доктору книгу, предупреждают, что время его истекло, требуют книгу-ключ назад и говорят, что более доктор не нуждается в помощи демонов. Является герцогиня в образе нищенки и отдает Фаусту его ребенка. Она ничего не просит для себя, просит только чтобы он сделал хотя бы один хороший поступок в своей жизни — посвятил этому малышу свою жизнь. И тут на Фауста находит озарение, он понимает всю никчемность своего существования, он испуган, хочет помолиться, но не может вспомнить ни одного слова молитвы. Фауст понимает, что это и есть конец — он отдает свою жизнь ребенку, чтобы тот смог исправить его ошибки, ведя праведную жизнь, и исчезает...

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    © Оперный гид