Вольфганг Амадей Моцарт: опера «Волшебная флейта»
Э. Шиканедер (1751-1812), антрепренер одного из театров предместья Вены, предложил либретто «Волшебной флейты» своему давнему другу Моцарту в марте 1791 года. Сюжет был почерпнут из сказки К. Виланда «Лулу», которая входит в сборник фантастических поэм под названием «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов». Шикандер преобразил этот сюжет в стиле наполненных экзотическими чудесами народных феерий, которые были невероятно популярны в то время. В написанном на немецком языке либретто предстает мудрец Зарастро, появляющийся в запряженной львами колеснице, волшебные мальчики и дикари, феи и различные таинственные превращения.
Моцарт вложил в этот довольно наивный сюжет серьёзную морально-филосовскую идею и глубокие мысли. Он был вдохновлен идеалами равенства и братства, верой в исконность добра и торжество света и разума, которые он впитал из философии просветительства. Гуманистические идеалы изображены в опере как наивные утопии, обличены таинственностью и мистикой, которые связанные с масонского общества и ордена «вольных каменщиков», в чьих рядах состояли и Моцарт, и Шиканедер.
Многие значимые люди Австрии объединялись вокруг этого общества, которое стремилось распространять просвещение, а также бороться с суеверием, влиянием католицизма и другими пережитками средневековья. Спустя несколько лет после смерти композитора деятельность масонских лож была прекращена австрийским императором Леопольдом II. Философская идея «Волшебной флейты» Моцарта произвела впечатление на выдающиеся умы той эпохи. Гёте сравнивал её со своим «Фаустом» и даже пытался написать её продолжение. Моцарт перемешал социальную утопию с юмором и меткими наблюдениями из бытовой жизни. Персонажи из фантастических стали реальными, наделенными человеческими характерами. Злобная Царица ночи превратилась в упрямую и коварную женщину, феи из её свиты – в словоохотливых вздорными дам. Дикарь-птицелов Папагено оказался симпатичным и любопытным, но трусливым и болтливым весельчаком, который мечтает всего-то о бутылке вина и семейном счастье. Образ Зарастро постал как олицетворение разума, добра и гармонии. Тамино - ищущий истину человек, который проходит через множество испытаний. Вот так воплощена жизнеутверждающая идея «Волшебной флейты» Моцарта, которая была не только его последней оперой, но также и любимейшим созданием великого композитора. 30 сентября 1971 года в Вене, за два с лишним месяца до смерти Моцарта, состоялась премьера оперы.