Александр Порфирьевич Бородин (12 ноября 1833 - 27 февраля 1887) был гением в нескольких областях. Незаконнорожденный сын дворянина и крестьянки, его аристократические связи позволили ему получить лучшее образование, чем почти любому другому крепостному того времени. Его отец после своей смерти в 1843 году освободил Бородина от крепостной зависимости.
Бородин начал сочинять музыку в подростковом возрасте. Он изучал фортепиано и самостоятельно освоил игру на виолончели. Он также начал изучать химию, начав с того, что хотел делать фейерверки. Однако вскоре его страсть к химии как предмету сама по себе затмила его интерес к музыке. В то время нельзя было получить отдельную степень по химии, и поэтому Бородин поступил студентом-медиком. По окончании учебы он стал армейским хирургом. На самом деле, именно в армии он познакомился с молодым офицером по имени Модест Мусоргский. В любом случае, Бородин настолько отличился, что его отправили в Гейдельберг для дальнейшего изучения, где он познакомился с Менделеевым, создателем периодической таблицы. Он также проводил время, проводя исследования в Италии, после того как врач направил туда его невесту по состоянию здоровья. Он продолжал сочинять в свободное от работы время, но произведения, за редким исключением, не выделялись особо.
В 1863 году он женился. Музыкальное творчество Александра Порфирьевича Бородина, хотя и блестящее, на протяжении всей его жизни было ограничено требованиями работы и семьи. Для крупного композитора у него очень, очень скудный каталог. В 1862 году он познакомился с Милием Балакиревым и стал частью так называемой "Могучей пятерки" или "Могучей кучки", свободной группы композиторов, которые стремились писать "русскую" музыку, в отличие от "немецкой".
У Балакирева было много человеческих недостатков, но он был первоклассным вдохновителем творческих амбиций. Под руководством и энтузиазмом Балакирева Бородин начал свою первую симфонию. Из-за давления работы и семьи ему потребовалось четыре года, чтобы закончить партитуру, и, наконец, в 1869 году, через семь лет после начала, состоялась успешная премьера. Триумф Бородина с его первой симфонией побудил его приступить ко второй, также в 1869 году. Он также был вовлечен в оперный проект, которым должен был стать Князь Игорь. Он отказался от оперы в 1870 году, потому что считал, что его талант заключается в лиризме, а не в драматургии, и вернулся к симфонии.
Его деятельность в химии и преподавании также достигла своего пика в это время (он опубликовал более сорока оригинальных статей), и он был вовлечен в спор о приоритете в своих исследованиях с немецким химиком. Хотя он успешно защитил свои претензии и свою честность, он был разочарован отсутствием финансирования химических исследований в России и отказался от своей оригинальной работы. С тех пор его деятельность в области химии заключалась в наблюдении за работой своих студентов. Хотя он добросовестно и хорошо выполнял свои обязанности, он в значительной степени утратил интерес к химии. Он находил больше времени для музыки и сочинительства. К этому периоду относятся эпическая Вторая симфония (1869-76), два струнных квартета (1874-79 и 1881) и "В степях Центральной Азии" (1880). В 1870-х годах, во многом благодаря усилиям Ференца Листа, его произведения начали проникать в концертные залы Запада. Однако 1880-е годы привели к ухудшению здоровья его жены и возросшим требованиям к его преподаванию, что снова замедлило его развитие. После 1881 года он не завершил ни одной крупной работы. Он умер от острой сердечной недостаточности, что вполне уместно для человека столь дружелюбного, шутливого и хорошо проводящего время на вечеринке. Князь Игорь и Третья симфония остались незаконченными после его смерти. Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов завершили оперу, а Глазунов отредактировал симфонию по материалам, оставленным Бородиным.
Оперы Бородина:
- 1867 - Богатыри
- 1868 - Царская невеста (наброски, утрачены)
- 1872 - Млада
- 1887 - Князь Игорь