Гайдн Франц Йозеф

Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809) скромного происхождения родился в деревне Рорау, недалеко от Вены.
Когда ему было восемь лет, его приняли в хоровую школу при соборе Святого Стефана в Вене, где он получил свое единственное формальное образование. Уволенный из хора в возрасте 17 лет, он провел следующие несколько лет в качестве свободного музыканта. Он самостоятельно изучал стандартные учебники по контрапункту и время от времени брал уроки у известного итальянского мастера пения и композитора Николы Порпоры. В 1755 году Гайдна ненадолго нанял барон Карл Йозеф фон Фурнберг, для которого он, по-видимому, сочинил свои первые струнные квартеты. Более солидная должность последовала за ним в 1759 году, когда он был нанят музыкальным руководителем графом Фердинандом Максимилианом фон Морзином.
 
Гайдн Йозеф композиторБрак Гайдна в 1760 году с Марией Анной Келлер оказался несчастливым и бездетным. Поворотный момент в судьбе Гайдна наступил в 1761 году, когда он был назначен помощником музыкального руководителя князя Пала Антала Эстерхази; он стал полноправным директором, или капельмейстером, в 1762 году. Гайдн служил под покровительством трех сменявших друг друга принцев из семьи Эстерхази. Второй из них, брат Пала Антала, принц Миклош Йожеф Эстерхази, был страстным, образованным любителем музыки.
В Эстерхази, своем обширном летнем поместье, князь Миклош мог похвастаться непревзойденным музыкальным заведением, руководство которого предъявляло огромные требования к своему директору. В дополнение к симфониям, операм, опереттам марионеток, мессам, камерным пьесам и танцевальной музыке, которые Гайдн должен был сочинять для развлечения принца, от него требовалось репетировать и дирижировать исполнениями своих собственных и чужих произведений, обучать певцов, поддерживать коллекцию инструментов и музыкальную библиотеку, выступать в качестве органиста, альтиста и скрипача, когда это было необходимо, и разрешать споры между подопечными музыкантами.
Хотя он часто сожалел о тяготах своей работы и изоляции Эстерхази, положение Гайдна было завидным по стандартам 18-го века. Одним из примечательных аспектов его контракта после 1779 года была свобода продавать свою музыку издателям и получать комиссионные. В результате большая часть произведений Гайдна 1780-х годов вышла за рамки гостей Эстерхази и стала доступна гораздо более широкой аудитории, и соответственно распространилась его слава.
 
После смерти принца Миклоша в 1790 году его сын, принц Антал, значительно сократил музыкальный истеблишмент Эстерхази. Хотя Гайдн сохранил свой титул капельмейстера, он, наконец, получил возможность свободно выезжать за пределы Вены. Предприимчивый британский скрипач и импресарио Иоганн Петер Саломон, не теряя времени, пригласил композитора для серии своих концертов в Лондоне. Две поездки Гайдна в Англию для участия в этих концертах, в 1791-92 и 1794-95 годах, стали поводом для огромного успеха его последних симфоний.
Известные как симфонии "Саломон" или "Лондон", они включают в себя несколько его самых популярных произведений: "Сюрприз" (No94), "Милитари" (No100), "Часы" (No101), "Барабанная дробь" (No 103) и "Лондон" (No104).
В свои последние годы в Вене, Гайдн обратился к написанию массы и сочинял свои великие оратории, создания (1798) и сезонов (1801). К этому периоду относится также его Гимн императора (1797), который позже стал национальным гимном Австрии. Он умер в Вене 31 мая 1809 года знаменитым и богатым человеком.
 
Гайдн при двореГайдн был плодовит почти во всех жанрах, вокальных и инструментальных, духовных и светских. Многие из его произведений были неизвестны за стенами Эстерхази, в первую очередь 125 трио и другие разнообразные пьесы с участием баритона, гибридного струнного инструмента, на котором играл принц Миклош. Большинство из 19 опер Гайдна и оперетт с марионетками были написаны с учетом талантов труппы Эстерхази, а также вкусов его принца. Гайдн открыто признавал превосходство опер своего юного друга Вольфганга Моцарта. Однако в других категориях его произведения широко распространялись, и его влияние было глубоким.
107 симфоний и 68 струнных квартетов, за всю его карьеру, являются доказательством его вечно свежего подхода к тематическим материалам и форме, а также его мастерства владения инструментами. Его 62 фортепианные сонаты и 43 фортепианных трио демонстрируют рост от легкой элегантности, подходящей для домашнего музицирования любителей, до публичной виртуозности его поздних произведений.
Продуктивности Гайдна соответствует его неисчерпаемая оригинальность. Его манера превращать простую мелодию или мотив в неожиданно сложные события вызывала восхищение современников как новаторская. Драматическая неожиданность, часто превращаемая в юмористический эффект, характерна для его стиля, как и любовь к фольклорным мелодиям. Писатель времен Гайдна описывал особую привлекательность его музыки как "популярный артистизм", и действительно, его баланс прямоты и смелых экспериментов преобразил инструментальное самовыражение в 18-м веке.

© Оперный гид